Полезные ссылки

Вопрос-ответ

Сортировать по дате:

  1. День добрый,
    интересует вопрос: -разрешается ли использование на железнодорожном транспорте, ртутосодержащих градусников.

    Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7
    «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – Общие санитарно-эпидемиологические требования).
    Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделено правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по изложенным в обращении вопросам.
    В соответствии с пунктом 3 Общих санитарно-эпидемиологических требований помещения объекта, к которым предъявляются специальные требования к микроклимату, оборудуются средствами контроля температурно-влажностного режима. Запрещается использовать ртутные термометры и приборы с ртутным наполнением.
    Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, в том числе в санитарных нормах и правилах «Требования
    к условиям пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 129, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Следует отметить, что конкретные требования к применению ртутьсодержащих термометров на железнодорожном транспорте, как и прямой запрет на их использование, в данных санитарных нормах и правилах не регламентированы.
    С текстом вышеуказанных санитарных норм и правил можно ознакомиться на официальных сайтах Министерства здравоохранения Республики Беларусь (www.minzdrav.gov.by) и ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www.rcheph.by).

  2. Добрый день!
    Являюсь индивидуальным предпринимателем. Собираюсь производить огурцы по СТБ. В СТБ установлен рекомендуемый срок годности и условия хранения. Необходимо ли мне подтверждать сроки годности и условия хранения в РГЦиОЗ или в этом нет необходимости, так как срок годности и условия хранения установлены в СТБ? Вспоследствии при оформлении декларации по условиям хранения и срокам годности я могу сослаться на СТБ?

    При производстве пищевой продукции по государственным стандартам (далее – СТБ) с использованием аналогичного продовольственного сырья и упаковочных материалов, при соответствии физико-химических показателей конечного пищевого продукта установленным в СТБ полагаем возможным руководствоваться условиями хранения и сроками годности, регламентированными в соответствующем СТБ.
    Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь  от 1 сентября 2010 г. № 119, установлены требования к организации и проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации (в том числе в СТБ).
    Процедура декларирования пищевой продукции не входит в компетенцию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Для разъяснения данного вопроса целесообразно обратиться в органы технического нормирования и стандартизации.

  3. Здравствуйте. Открываю домашнее производство арахисовой пасты, собираюсь реализовывать её через кофейни и фитнес-центры. Скажите: возможно ли это БЕЗ оформления ИП (я самозанятый)? Какие документы и сертификаты я должен буду предоставить партнёрам, чтобы они могли разместить мой продукт у себя на полках?

    в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» в целях стимулирования деловой активности, создания условий для самозанятости граждан путем расширения перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, и максимального вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность в Гражданский и Налоговый кодексы Республики Беларусь внесены изменения.
    Статьей 1 главы 1 подраздела 1 раздела 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что к предпринимательской деятельности не относятся осуществляемые физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам ряд видов деятельности, в том числе:
    реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в абзаце двенадцатом настоящей части, на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, продукции, указанной в части первой пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь, при наличии документов, предусмотренных частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь.
    В соответствии с вышеизложенным, производство физическими лицами пасты арахисовой в домашних условиях возможно для использования в личных целях и в случае отнесения последней к кондитерским изделиям или кулинарной продукции для дальнейшей реализации только на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах с наличием документов, предусмотренных частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь.
    Разъяснение требований Гражданского и Налогового кодексов Республики Беларусь находится вне компетенции ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

  4. Добрый день.
    Юридическое лицо планирует разместить автоматы по продаже кофе и  чая в зонах доступа покупателей. Подскажите, пожалуйста, какие санитарные нормы должны быть соблюдены к помещению, в котором будет располагаться данный автомат. Необходимо ли получать  на данный автомат санитарное или гигиеническое заключение в Минздраве? Спасибо.

    Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).
    ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделен правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по данному вопросу.
    Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности, в том числе по использованию передвижного объекта общественного питания для реализации и производства пищевых продуктов, обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
    Использование автоматов по продаже кофе и чая допускается при соответствии последнего техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), а также наличии документов, подтверждающих его соответствие установленным требованиям, определенных статьей 8 данного технического регламента.
        В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Деятельность по оказанию услуг общественного питания включена в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава от 17.07.2012
    № 104.
        Справочно: государственная санитарно-гигиеническая экспертиза указанных работ и услуг проводится по заявлению субъекта хозяйствования в соответствии с пунктом 10.32 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156
    «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с выдачей санитарно-гигиенического заключения.

  5. Добрый день! Объясните пожалуйста.
    Наша компания является импортёром пищевых добавок из Китая.  В РБ мы подаём их на испытания и проходим экспертизу. Получаем протокол испытаний.  Получаем  ЕАС.Они соответствуют ТР ТС 021 и ТР ТС 029. Достаточно ли этих двух документов для продажи? Нужно ли ещё  проходить   государственную санитарно-гигиеническую экспертизу? Спасибо.

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2018 г. № 924 исключены пункты 10.221, 10.222 единого перечня административных процедур, устанавливающие  обязательное требование к осуществлению государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении продукции зарубежного производства.
    Постановлением заместителя Министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 17.01.2019г. № 7 признано утратившим силу постановление заместителя Министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 сентября 2015 г. № 47 «Об утверждении перечня продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе» (с изменениями и дополнениями от 15.09.2015 г. № 48).
    Согласно Закону Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон)  к обращению на территории Республики Беларусь допускается продукция, соответствующая требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
    Законодательством Республики Беларусь и договорно-правовой базой Евразийского экономического союза в области санитарных мер ответственность за безопасность продукции возложена на изготовителей, а также лиц, осуществляющих ее ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
    Одновременно сообщаем, что в рамках реализации прав, предусмотренных статьей 30 Закона, по письменному обращению субъекта хозяйствования в целях оценки соответствия принимаемых им решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотрена возможность оформления санитарно-гигиенического заключения на любой вид продукции. Решение о необходимости получения санитарно-гигиенического заключения на продукцию принимает собственник продукции.  
    С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии (www. eurasiancommission.org), Министерства здравоохранения Республики Беларусь (www.minzdrav.gov.by), ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www.rcheph.by).

  6. Добрый день!
    Неделю назад моей мамой были приобретены таблетки через интернет магазин. Вот ссылка на сайт https://smimag.com/gipertal/?utm_medium=cpc&utm_source=google_ads&utm_campaign=search23&utm_term=%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C&gclid=EAIaIQobChMI6pW3nMav4QIVFqWaCh14mg0ZEAAYASAAEgK8uvD_BwE.
    Таблетки под названием Гиперталь, в описании при регулярном приеме препарата помогают снизить артериальное давление.
    Консультацию по данному препарату оказывают по телефону, имеют ли люди какое-то медицинское образование, не понятно. Заказ пришел на почту. Стоимость таблеток составила 88р. Продавец позицианирует себя ООО "Алтай БИО". Заказ был отправлен от ИП Чаман-Шарко С.А. в приложении к 2 упаковкам таблеток был прикреплен сертификат российского образца, в котором указано, что это концентрат пищевой на основе растительного сырья.
    У меня сразу возник вопрос действует ли вообще данные сертификат на территории РБ?
    И на сколько легальна продажа данного товара. При необходимости отправлю все приложенные продавцом документы.
    Помогите пожалуйста разобраться в данной ситуации.
    Спасибо.

    Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (далее – учреждение) в связи с электронным  запросом от 01.04.2019 г. в пределах компетенции сообщает следующее.
    Область применения и назначение продукции определяет изготовитель на этапе формирования научно-технической документации на производство этой продукции.
    С вступлением в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), оценка соответствия в форме государственной регистрации проводится исключительно в отношении специализированной пищевой продукции, в т. ч. биологически активных добавок к пище (далее – БАД) и пищевой продукции нового вида.
    Обращение БАД на территории Евразийского экономического союза осуществляется исключительно при наличии свидетельства о государственной регистрации, оформленного по Единой форме, подтверждающего безопасность продукции (товаров) и разрешающее свободное обращение продукции на всей территории Евразийского экономического союза.
    Сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию  находятся в свободном доступе на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (www. eurasiancommission.org).
    По состоянию на 18.04.2017 г. в национальном сегменте Единого реестра свидетельств о государственной регистрации, сведения о продукции, включающей в название «Гиперталь», отсутствуют.
    В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, БАД не являются лекарственным средством, а представляют собой активно действующие вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей.  
    Места реализации БАД определяются национальным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза. Порядок реализации БАД на территории Республики Беларусь установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537 «Об утверждении Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище» (далее – постановление).
    Согласно п. 18 постановления реализация БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), - только через аптеки; БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), - в специально отведенных местах в магазинах.
    Иных условий реализации БАД законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.
    Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009г. № 31, реализация биологически активных добавок к пище и специализированной пищевой продукции для питания спортсменов в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин не допускается.
    Право давать разъяснения о порядке применения Правил осуществления розничной торговли по образцам, в том числе через интернет - магазины предоставлено Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
    Порядок реализации лекарственных препаратов, а также проведение государственной регистрации их с выдачей регистрационного удостоверения, не входит в компетенцию учреждений, уполномоченных в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для получения разъяснений об оформлении документа, подтверждающего безопасность лекарственного средства, необходимо обратиться в РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» по адресу: г. Минск, пер. Товарищеский, 2а.
    По вопросам подтверждения соответствия продукции сертификатом и (или) декларацией о соответствии необходимо обратиться в Государственный комитет по стандартизации (адрес: г. Минск, Старовиленский тр., 93).
    Дополнительную информацию можно найти на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии (www. eurasiancommission.org), Министерства здравоохранения Республики Беларусь (www.minzdrav.gov.by).

  7. Здравствуйте, можно ли ввозить прикормку для рыб из России в Беларусь как физическое лицо и как ИП для реализации и существуют ли какие ограничения по ввозу данной продукции. Спасибо

    В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, свидетельство о государственной регистрации – документ, удостоверяющий соответствие продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требованиям безопасности для здоровья человека и выдаваемый уполномоченными органами.
    Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации, определен Разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299  (далее – Единый перечень).
    При определении необходимости проведения государственной регистрации продукции, следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС из табличной части раздела II Единого перечня, так и наименованиями товаров, перечисленными в 6-11 группах текстовой части раздела II Единого перечня товаров. Продукция, подлежащая государственной регистрации, должна одновременно относиться к обеим частям раздела II Единого перечня, с учетом изъятий и оговорок, указанных в разделах «Краткое наименование товара».
    Основанием для отнесения подконтрольных товаров к разделу II Единого перечня служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя продукции и подтверждающие область применения продукции.
    Таким образом, прикормка для рыб, не включена в текстовую часть раздела II Единого перечня и не подлежит государственной регистрации.
    Обращение указанной продукции осуществляется исключительно при наличии свидетельства о государственной регистрации, оформляемого органами и учреждениями Сторон, уполномоченными в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
    За разъяснениями о возможности использования прикормки для рыб необходимо обращаться в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (адрес: 220030 г. Минск, ул. Кирова, 15).

  8. ООО «Гродстоун», занимается изделиями из натурального камня: столешницами подоконниками, ступенями, в том числе и памятниками. В налоговой инспекции согласно ОКЭД у нас 23700-резка обработка и отделка натурального камня относиться к строительному классу, в статистическом реестре идем под кодом 23.70.99 – услуги по производству обработанного камня, используемого для строительства, отделки или памятников, и изделий из него. Министерство торговли нас включила в реестр бытовых услуг.
    Арендуем подвальное помещение жилого дома с отдельным входом у ЖРЭПА Октябрьского района г. Гродно под пункт приема заказов. В помещении находятся образцы камня в том числе образцы памятников. В этом помещении мы ничего не производим и не продаем. Нам отказывают в продлении договора аренды помещения (арендовали на протяжении 17 лет) на основании постановлении от 20 августа 2015 г. №95.

    1 вопрос: Правомочны ли они не продлевать договор ссылаясь на то что мы оказываем ритуальные услуги?.
    2 вопрос: К какому виду деятельности нас отнести?.

    Отношения, возникающие при сдаче в аренду недвижимого имущества, находятся в сфере гражданско-правового законодательства и не относятся компетенции органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
    Согласно пункту 5.12 Декрета Президента Республики Беларусь
    от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение объектов, предусмотренных в части первой пункта 9 статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь.
    Частью первой статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь определено, что в помещениях, переведенных в нежилые, не допускается размещение похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг.
    Аналогичное требование регламентируется санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95, в соответствии с которыми не допускается размещение в жилых домах похоронных бюро, магазинов по продаже ритуальных принадлежностей (пункт 8).
    В действующем законодательстве термины «похоронное бюро» и «магазин ритуальных услуг» не определены. Вместе с тем, считаем возможным высказать мнение по данному вопросу.
    Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (далее - ОКЭД), предназначенным для классификации видов экономической деятельности, определены такие виды экономической деятельности как розничная торговля товарами для организации похорон (классифицируется в разделе 47), организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (включает, в том числе, сдачу в аренду ритуальных залов) (подкласс 93030).
    Согласно таблице 2 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, услуги похоронных бюро также относятся к видам экономической деятельности (код 96.03.12.000).
    Таким образом, к магазинам ритуальных услуг  и похоронным бюро могут быть отнесены объекты, в которых осуществляются вышеуказанные виды экономической деятельности.
    Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. «О нормативных правовых актах», официальное толкование нормативных правовых актов осуществляет нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) этот акт. Таким  образом,  по вопросу определения вида экономической деятельности рекомендуем обратиться в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (220053, г. Минск, Старовиленский тракт, 93, e-mail: belst@gosstandart.gov).

  9. Добрый день! Скажите,пожалуйста, является ли удостоверение качества обязательным документом,подтверждающим качество и безопасность продукции? Декларации соответствия недостаточно? Мы импортируем продукты питания из Италии (макароны). На эту продукцию у нас есть Декларация соответствия образца Таможенного Союза и СГЗ с протоколами испытания в белорусской аккредитованной лаборатории.Достаточно ли этих документов? или обязательно нужно еще удостоверение качества Спасибо.

    документы, которыми субъекты торговли, субъекты общественного питания подтверждают качество и безопасность товаров при их продаже в розничных торговых объектах, объектах общественного питания, на торговых местах на рынках определены постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже» (далее – постановление от 07.05.2007
    № 28/35/38/27).
    Согласно требованиям законодательства Евразийского экономического союза (технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевых продуктов» (ТР ТС 021/2011)) оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, требованиям данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
    1). подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
    2). государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
    3). государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
    4). ветеринарно-санитарной экспертизы.
    Документом, подтверждающим безопасность товара, оформляемым уполномоченными учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, является свидетельство о государственной регистрации. Оценка соответствия в форме государственной регистрации проводится исключительно в отношении специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.
    В связи с чем, на специализированную пищевую продукцию и пищевую продукцию нового вида, имеющие свидетельства о государственной регистрации, наличие удостоверения качества и безопасности не обязательно, что также определено частью второй пункта 1.1.5 постановления от 07.05.2007 № 28/35/38/27.
    Порядок подтверждения наличия свидетельства о государственной регистрации либо санитарно-гигиенического заключения определен
    п.п. 1.1.2-1, 1.1.4 постановления от 07.05.2007 № 28/35/38/27.
    Вопросы подтверждения при осуществлении оптовой либо розничной реализации товаров, подлежащих декларированию или ветеринарно-санитарной экспертизе, наличия удостоверения качества и безопасности находятся вне компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Данные вопросы входят в компетенцию Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

  10. Здравствуйте!
    Я ИП. Планирую открыть передвижную торговую точку (торговля будет осуществляться со специально оборудованной тележки). Планирую продавать десерт состоящий из кукурузных шариков и небольшого количества жидкого азота. Приготовление десерта будет осуществляться на этой же торговой точке. Подскажите, пожалуйста, какие требования и санитарные нормы должны быть соблюдены? Нужно ли какое нибудь разрешение для работы с жидким азотом и его хранения?
    Спасибо!

    Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).
    ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделен правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по данному вопросу.
    Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности, в том числе по использованию передвижного объекта общественного питания для реализации и производства пищевых продуктов, обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
        В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Деятельность по оказанию услуг общественного питания включена в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава от 17.07.2012
    № 104.
        Справочно: государственная санитарно-гигиеническая экспертиза указанных работ и услуг проводится по заявлению субъекта хозяйствования в соответствии с пунктом 10.32 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156
    «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с выдачей санитарно-гигиенического заключения.
    В Республике Беларусь действует межгосударственный стандарт ГОСТ 9293-74 «Азот газообразный и жидкий», введенный в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3.
    Согласно ГОСТ 9293-74 газообразный азот предназначается для создания инертной атмосферы при производстве, хранении и транспортировании легко окисляемых продуктов, при высокотемпературных процессах обработки металлов, не взаимодействующих с азотом, для консервации замкнутых металлических сосудов и трубопроводов и других целей.
    Жидкий азот используется как хладагент, а также (после газификации) для целей, указанных выше для газообразного азота.
    Одновременно сообщаем, что разъяснение требований государственных стандартов входит в компетенцию органа государственного управления их утвердившего.
    Требования к применению азота в производстве пищевых продуктов регламентируются в рамках национального законодательства - санитарными нормами и правилами «Требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам», гигиеническим нормативом «Показатели безопасности и безвредности для человека применения пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2012 № 195, в рамках законодательства государств-участниц Евразийского экономического союза – техническим регламентом Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012).
    Согласно вышеуказанным документам азот входит в Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции (Е941, азот (NITROGEN)) с основными технологическими функциями: пропеллент или упаковочный газ.
    Пропеллент - пищевая добавка - газ (кроме воздуха), предназначенная для выталкивания пищевого продукта из емкости (контейнера).
    Упаковочный газ - пищевая добавка - газ (кроме воздуха), вводимая в емкость (контейнер) до, во время или после помещения пищевого продукта в емкость (контейнер).
    В соответствии с вышеизложенным, при производстве пищевых продуктов азот может использоваться в качестве пропеллента и упаковочного газа только в газообразном состоянии после проведения газификации жидкого азота.
    Таким образом, внесение жидкого азота непосредственно в пищевой продукт не предусмотрено, а использование его в качестве хладагента возможно только без непосредственного контакта (внесения) в пищевой продукт.

Отправить вопрос:

Ваш e-mail*:

Район проживания и населенный пункт*:

Возраст*:

Тема сообщения:

Текст сообщения:

Компания

25+37