Полезные ссылки

Вопрос-ответ

Сортировать по дате:

  1. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста какой порядок действий сотрудников при аварийном контакте с биологическим материалом. На прежнем месте работы все процедурные кабинеты были укомплектованы, согласно  Постановления МЗ РБ № 11 от 06. 02. 2013г. И алгоритм действий всегда спрашивали согласно этому постановлению. А на новом месте работы требуют укомплектовать, согласно Приказа МЗ РБ № 351 от 16.11.1998г., да и алгоритм спрашивают по 351 приказу. Работаю здесь недавно и гневить новое руководство не хочется. Кто из нас прав?

    ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» рассмотрел Ваше электронное обращение и сообщает следующее.
    Порядок действий при аварийном контакте с биологическим материалом пациента определен Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.02.2013 № 11 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.11.2011 № Ц2».

    В соответствии со статьей 71 «Порядок разрешения юридических коллизий» Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон), в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. В соответствии с данным Законом, постановление имеет более высокую юридическую силу по сравнению с приказом.

  2. В заведении общепита общей площадью 65 кв. метров должен быть предусмотрен отдельный вход для загрузки/разгрузки продуктов. В нашем заведении есть окно в пол (фактически дверь), через которое физически можно осуществлять вход-выход, но на проекте помещения это окно. Нужно ли нам менять проект помещения, или мы можем осуществлять деятельность.

    Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - ОСЭТ).
        Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать ОСЭТ. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, в том числе в санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2017 № 12 (ред. от 3 марта 2017), подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
        В соответствии с требованиями ОСЭТ помещения объекта, производственная мощность, планировочные решения должны соответствовать:
        формам и методам обслуживания;
        организации производственного процесса: приготовлению, отпуску продукции;
        исходным продуктам, используемым в работе.
        Взаимное расположение помещений объекта должно предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, обеспечивающую безопасность продукции.
        По вопросу возможности изменения входа для загрузки (разгрузки) товара в объекте общественного питания рекомендуем обратиться в территориальный орган государственного санитарного надзора по месту размещения объекта общественного питания (в случае размещения объекта в г. Бресте – в ГУ «Брестский зональный центр гигиены и эпидемиологии», г. Брест, площадь Свободы, 11, корп. 1)

  3. Здравствуйте, наша организация занимается фасовкой и продажей пищевой продукции. По Общегосударственномму классификатору Республики Беларусь  ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности" наша деятельность относится к торговли. Какими санитарно-эпидемиологическими требованиями нам руководствоваться? Для организаций осуществляющих торговлю или же производство пищевой продукции? И необходимо ли нам по санитарным требованиям огораживать территорию?

    в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности утвержден и вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).
    Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, не наделены правом официального толкования норм Декрета. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по данному вопросу.
    Субъект хозяйствования самостоятельно устанавливает (заявляет) вид своей деятельности.
    Для субъектов торговли (общественного питания) Декретом утверждены обязательные для исполнения Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – ОСЭТ). Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации последних, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования, при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
    Необходимость ограждения территории торговых объектов ОСЭТ не регламентирована.
    Справочно: согласно пункту 17 ОСЭТ территорию объекта необходимо содержать в чистоте. На территории должны быть созданы условия для сбора отходов. Сбор и временное хранение крупногабаритных отходов лома и отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, стройматериалов, твердых коммунальных отходов должны осуществляться на обозначенных площадках, имеющих ограждение и твердое покрытие, или других специально оборудованных конструкциях.
    Также обращаем внимание на то, что наряду с нормами Декрета          обязательными являются требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза).

  4. Добрый день. Планируется регистрация ООО и открытие тату салона (деятельность по нанесению тату, пирсинга, перманентного макияжа).
    Подлежат ли данные данные услуги обязательной санитарно-гигиенической экспертизе по месту размещения объекта бытового обслуживания? если да, то ДО начала осуществлении деятельности или в течение какого-то периода с момента начала осуществления и каков размер платы за ее проведение в соответствие с п10.32 единого перечня?
    Заранее спасибо

    В соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения деятельность салонов татуировки, пирсинга, перманентного макияжа относится к перечню работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, и подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе.
    Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза деятельности салонов татуировки, пирсинга, перманентного макияжа осуществляется учреждениями государственного санитарного надзора на основании заявления субъекта хозяйствования в порядке, установленном пунктом 10.32 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы».
    До начала осуществления предпринимательской деятельности для проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы субъект хозяйствования обращается с заявлением в территориальный центр гигиены и эпидемиологии по месту осуществления экономической деятельности. Стоимость проведения указанной административной процедуры можно уточнить в территориальном центре гигиены и эпидемиологии.

  5. Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, каков порядок согласования производства по изготовлению напитков (безалкогольных, разлив по бутылкам готового чая). Каким способом происходит согласования данного вида производства? Какой перечень документов надо представить для согласования производства?  Подлежит ли готовая продукция в дальнейшем сертификации?

    в Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).
    ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделено правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по изложенным в письме вопросам.
        Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности, в том числе по производству безалкогольной продукции обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, в том числе в санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство пива и безалкогольных напитков», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.06.2012 № 78, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
        Производство безалкогольных напитков входит в Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом № 7.
        В связи с чем, вышеуказанная деятельность осуществляется по уведомительному принципу в соответствии с требованиями пункта 3 Декрета № 7.
        При этом, субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении деятельности по производству пищевой продукции, обязан в течение месяца со дня направления такого уведомления обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
        Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2018  № 365.
        Документом, подтверждающим безопасность товара, оформляемым уполномоченными учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, является свидетельство о государственной регистрации. Оценка соответствия в форме государственной регистрации проводится исключительно в отношении специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.
        Оценка (подтверждение) соответствия безалкогольных напитков проводится в форме декларирования. Вопросы, касающиеся подтверждения соответствия пищевых продуктов в форме декларирования или сертификации, находятся вне компетенции ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».
        Для разъяснения процедуры декларирования, а также сертификации,  необходимо обратиться в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (г. Минск, Старовиленский тракт, 93).

  6. Добрый день. Я представляю ОАО "Конструкторское бюро "Дисплей". Мы планируем производить медицинские видеомониторы, которые предназначены для отображения визуальной информации. На каком этапе будет проходить согласование ТУ на изделие и в каком порядке?

    Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза (далее – экспертиза) проектов технических условий осуществляется учреждениями государственного санитарного надзора по заявлениям субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством об административных процедурах. Порядок проведения экспертизы проектов технических условий регламентируется подпунктом 10.24.2 пункта 10.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы».
    Порядок государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – медицинские изделия) в Республике Беларусь определяется Положением о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 г. № 1269 (далее – Положение).
    В соответствии с пунктом 3 Положения осуществлению государственной регистрации медицинских изделий предшествует комплекс предварительных технических работ, связанных с проведением первичной экспертизы документов, необходимых для государственной регистрации. Комплекс предварительных технических работ, предусмотренный пунктом 3 Положения, проводится республиканским унитарным предприятием «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (далее – Центр экспертиз и испытаний). В связи с чем для определения этапа прохождения экспертизы технических условий в процессе государственной регистрации медицинских изделий рекомендуем обратиться в Центр экспертиз и испытаний (220037, г. Минск, Товарищеский пер. 2а; е-mail: rceth@rceth.by).

  7. Добрый день! Хочу открыть детский развивающий центр (без образовательной лицензии). Какие санитарные требования необходимо соблюсти? Нужно ли обращаться в санитарную службу за разрешением? Спасибо

    Услуги, связанные с организацией образовательного и воспитательного процесса детей, включены в «Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) от 17.07.2012 № 104 и подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, которая проводится по заявительному принципу.
    При организации деятельности развивающего центра в части требований к оборудованию и содержанию помещений, санитарно-техническому благоустройству, освещению и другое необходимо руководствоваться положениями Общих санитарно-эпидемиологических  требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом  Президента Республики Беларусь 23.11.2017 № 7, а также санитарных норм и правил для учреждений образования, в том числе дополнительного, в зависимости от вида оказываемых услуг и возраста детей («Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденные постановлением Минздрава от 25.01.2013 № 8, «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Минздрава от 27.12.2012 № 206, «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям»,  утвержденные постановлением Минздрава от 04.06.2013 № 43).
    Например, запрещается размещение помещений для детей в подвальных и цокольных этажах зданий. Отделка помещений должна быть выполнена из безопасных для здоровья материалов, допускающих мытье и дезинфекцию. Площадь помещений для занятий следует предусматривать из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка. Необходимо предусмотреть помещение гардеробной или выделить место для переодевания. Должны быть обеспечены оптимальный микроклимат, естественное и равномерное искусственное освещение, условия для соблюдения правил личной гигиены (наличие санузла с подводом холодной и горячей проточной воды, дозаторами с жидким мылом, разовыми бумажными полотенцами или электросушилками). Помещения должны быть оборудованы столами и стульями с учетом возраста детей. Поскольку режим работы развивающего центра не предусматривает обеспечение детей питанием и организацию дневного сна, время пребывания детей должно быть ограничено до 3 часов.
    С подробным текстом вышеуказанных санитарных норм и правил  можно ознакомиться на официальных сайтах Министерства здравоохранения (www. minzdrav.gov.by), ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www.rcheph.by). Также получить консультацию по Вашему вопросу Вы можете получить в территориальном центре гигиены и эпидемиологии по месту осуществления деятельности.
    Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии со статьей 238 Кодекса Республики Беларусь об образовании индивидуальные предприниматели не могут осуществлять деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи, данным видом деятельности могут заниматься только юридические лица.

  8. Здравствуйте.
    Открыто ИП и осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с оказанием ассенизаторских услуг населению. В процессе осуществления деятельности используется бортовой грузовой автомобиль, не переоборудованный в установленном порядке под использование как ассенизационный автомобиль. Установка бочки произведена без проведения установленного согласования с ГАИ в порядке, установленном Министерством внутренних дел. Сертификация автомобиля с установленной на нее бочкой и дополнительным оборудованием не произведена.
    Согласно Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию населенных пунктов и организаций», утв. Пост. Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.10.2015 г. № 102 «отходы должны вывозиться специально предназначенными для этого транспортными средствами».
    Может ли данный автомобиль считаться специальным транспортным средством, предназначенным для оказания ассенизаторских услуг населению в соответствии с указанным СанПиНом «Гигиенические требования к содержанию населенных пунктов и организаций»? Подпадает ли данная предпринимательская деятельность на не сертифицированном и не переоборудованным в установленном порядке автомобиле под незаконную предпринимательскую деятельность согласно Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов?
    Кто уполномочен осуществлять государственный санитарный надзор в виде контрольных функций, предупреждения и устранение нарушений за соблюдением Республиканских санитарных норм, правил и гигиенических нормативов?
    Спасибо.

    В соответствии с подпунктом 28.1 санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, транспортные средства, предназначенные для вывоза отходов, должны быть оборудованы таким образом, чтобы предотвратить высыпание или утечку отходов. Конкретные требования к оборудованию таких транспортных средств, предназначенных для вывоза отходов, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не регламентируются.
    Вопросы согласования переоборудования транспортных средств с Госавтоинспекцией и их сертификации, а также определения законности осуществления предпринимательской деятельности находятся вне компетенции органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
    Государственный санитарный надзор за соблюдением требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов осуществляется территориальными центрами гигиены и эпидемиологии.

  9. Здравствуйте, подскажите пожалуйста где в Мозыре (мозырском районе)результаты анализа проб воды позволяют купание детям, спасибо

    Актуальная информация о результатах лабораторного контроля качества и безопасности поверхностных водных объектов зон рекреации еженедельно размещается на сайтах государственного учреждения «Мозырский зональный центр гигиены и эпидемиологии» (www. mozyrzcge.by), государственного учреждения «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www. gmlocge.by), а также по пятницам размещается на сайте государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www.rcheph.by).
    Дополнительно сообщаем, что по состоянию на 25.06.2019 в г.Мозыре запрещено купание детей и взрослых, а также занятие всеми видами водного спорта на пляже на левобережье р. Припять.

  10. Индивидуальный предприниматель открывает кабинет по маникюру и педикюру в арендном нежилом помещении с привлечением на работу третьих лиц по трудовым договорам. Какие документы нужно подготовить и предоставить в орган, осуществляющий государственный санитарный надзор для того, чтобы получить санитарно-гигиеническое заключение? Необходимо ли предоставление какой-либо проектной документации (технологическое решение, схемы и т.д.) помещения, где будет осуществляться деятельность?

    Какой вид административной процедуры необходимо осуществить в соответствии с Постановление Совета Министров Республики Беларусь №156 от 17.02.2012?

    Ответ: Согласно Закону Республики Беларусь от 7 января 2012 года № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, к которой относится также маникюр и педикюр, включена в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104.
    Проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы работ и услуг, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья населения, с выдачей санитарно-гигиенического заключения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (далее – Закон), подпунктом 10.32 Единого Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень). Указанным Перечнем также определен перечень документов, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры.
    Учитывая изложенное и в соответствии с административно-территориальным принципом организации государственного санитарного надзора для получения заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, а также для получения дополнительной информации по данному вопросу предлагаем обратиться в территориальный центр гигиены и эпидемиологии по месту предполагаемого осуществления деятельности.

Отправить вопрос:

Ваш e-mail*:

Район проживания и населенный пункт*:

Возраст*:

Тема сообщения:

Текст сообщения:

Компания

25+37