Полезные ссылки

История

В. В. ГРИНЬ, В. Е. ВОИЦЕХОВСКИИ

40 ЛЕТ РЕСПУБЛИКАНСКОМУ ЦЕНТРУ ГИГИЕНЫ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья

История Республиканской санэпидстанции от момен­та ее основания в сентябре 1968 г. и до сегодняшнего дня неразрывно связана с системой отечественного здраво­охранения и его основной профилактической составляю­щей — санитарно-эпидемиологической службой.

Несомненно, в тот период (1959—1974) важна роль И. Б. Кардаша, стоявшего во главе санитарно-эпидемио­логической службы республики, который выступил с иде­ей создания подобного рода республиканского учрежде­ния. Уже тогда руководители санитарно-эпидемиологичес­кой службы понимали и настаивали на необходимости создания такого рода республиканской организации. Это было обусловлено уровнем и сложностью задач, постав­ленных перед санитарно-эпидемиологической службой, которые требовали интеграции аналитических, организа­ционно-методических и контрольных функций для управ­ления территориальными учреждениями. Решение этих задач позволило более полно обеспечить координацию в вопросах взаимодействия по организации и осуществ­лению санитарного надзора за различными отраслями народного хозяйства.

5 сентября 1968 г. в соответствии с приказом Мини­стерства здравоохранения Белорусской ССР № 99 от 11.09.1968 г. создана Республиканская санитарно-эпиде­миологическая станция (РеспСЭС). Ее дальнейшее раз­витие и становление неразрывно связано с именами главных врачей: А. В. Хованского (1968—1971), С. Г. Про-тасени (1971 — 1973), Г. И. Можейко (1973—1979), Ю. С. Данишевича (1979—1986), В. П. Филонова (1986— 1987; 2002—2005), В. Г.Жуковского (1988—1997), В. С. Голуба (1997—2002).

60—80-е годы прошлого столетия характеризовались динамичным развитием и укреплением материально-тех­нической базы вновь созданного учреждения, комплек­тованием его подразделений качественно новым кадро­вым составом, что в полной мере отвечало задачам, вы­двигаемым перед санитарно-эпидемиологической служ­бой республики. Структура, функциональное назначение, техническое оснащение и возможности всех подразделе­ний центра за прошедшие четыре десятилетия колоссаль­но изменились по сравнению с той базой РеспСЭС, на которой начинали работать санитарные врачи, эпидеми­ологи. Однако формирование и реализация единой госу­дарственной политики в области санитарно-эпидемичес-кого обеспечения происходили именно в эти годы.

Этапы реорганизации РеспСЭС сначала в Республи­канский центр гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ, 1988), а в последующем в Республиканский центр гигиены, эпиде­миологии и общественного здоровья (ГУ РЦГЭиОЗ, 2000


и 2003, далее центр) всегда отвечали духу времени, были своевременны и необходимы с точки зрения усиления его организационно-методической и методологической со­ставляющей, не стояли в стороне от социально-экономи­ческих преобразований, происходивших в санитарно-эпи­демиологической службе республики и здравоохранении в целом.

Изначально при создании РеспСЭС в ее состав вхо­дил ряд профильных, оперативных подразделений эпи­демиологического и санитарно-гигиенического отделов, санитарно-гигиеническая лаборатория.

Благодаря участию специалистов эпидемиологических подразделений (противоэпидемическое отделение, им­мунопрофилактики, особо опасных инфекций с лабора­торией, обеспечение иммунологическими препаратами, внутрибольничных инфекций) в эти годы не было допуще­но массовых вспышек инфекционных заболеваний, заво­за и распространения в стране карантинных и особо опас­ных инфекций. Тесное взаимодействие с научными учреж­дениями бывшего Союза (Москва, Ленинград, Киев, Днеп­ропетровск и др.) и научными учреждениями республики, профильными кафедрами БелМАПО, БГМУ позволило усовершенствовать методологическую базу.

Значительный вклад в работу центра по совершенство­ванию эпидемиологического надзора в разные годы вне­сли и продолжают вносить следующие специалисты: 
Ю. П. Цуриков, Ю. А. Грачев, Ю. С. Данишевич, Н. С. Себут, Д. Ф. Захаренко, В. В. Пашкович и др.

Благодаря целенаправленной профилактической ра­боте в эти годы было достигнуто снижение показателей по многим нозологическим формам инфекционной и па­разитарной заболеваемости. Снизилась заболеваемость дифтерией, краснухой, эпидпаротитом, корью, коклюшем, также произошло снижение показателей суммарной за­болеваемости ОКИ, сальмонеллезом, вирусным гепати­том А и В, основными гельминтозами и заразными кож­ными болезнями.

В республике не было зарегистрировано массовых случаев полиомиелита, холеры, бешенства, регистриро­вали лишь единичные случаи сыпного, брюшного тифа, болезни Бриля, бруцеллеза, столбняка.

На достаточно высоком уровне поддерживается им­мунизация населения, как взрослого, так и детского (95— 97%), совершенствуется Национальный календарь про­филактических прививок, сформировано позитивное от­ношение населения республики к иммунопрофилактике. Внедрена АИС контроля поступления и расхода иммуно­логических препаратов.

Забегая несколько вперед, следует констатировать, что сегодня в Республике Беларусь самая благоприятная эпи­демическая обстановка среди стран СНГ по вакциноуп-равляемым инфекциям. В практику работы центров гиги­ены и эпидемиологии (ЦГЭ) республики внедрено более 250 технических нормативно-правовых актов (ТИПА) по эпидемиологии, с 1996 г. используется комбинированная тактика иммунизации против гепатита В, а также впервые начата вакцинация против эпидемического паротита, кори, краснушной инфекции. С 2003 г. в регионах республики проводится комплексная вакцинация против гепатита А.

В области иммунопрофилактики создаются референс-центры (2003) по отдельным направлениям, таким как полиомиелит, корь, краснуха, дифтерия и др. В центре впервые внедряются стандарты диагностики инфекцион-


ных заболеваний, определяются критерии заболеваемо­сти по рекомендациям ВОЗ.

Отделения санитарно-гигиенического профиля (ком­мунальной гигиены, отделения планировки и застройки населенных мест (упразднено в 2000 г.), гигиены питания, труда детей и подростков и более «молодые» подразде­ления радиологического профиля) на протяжении мно­гих лет решали и решают на высоком профессиональном уровне задачи предупредительного и текущего государ­ственного санитарного надзора с учетом приоритетных на­правлений деятельности по всем актуальным и злобо­дневным гигиеническим вопросам. Они активно и посто­янно взаимодействуют с РНПЦГ, БелЦМТЭ, профильны­ми кафедрами БелМАПО, БГМУ, смежными министерства­ми и ведомствами по санитарно-гигиеническому норми­рованию факторов окружающей среды.

Огромный вклад в развитие гигиены населенных мест (коммунальная гигиена) внесли А. В. Хованский, А. Р.
Ко­валенко, А. В. Горюнова, С. Г. Позин, А. М. Нестеров и др., гигиены питания — Л. И. Шнайдер, А. В. Горюнова, 
С. С. Бубен и др., промышленной гигиены (гигиены труда с 1988 г. после реорганизации) — К. С. Ляшенко, 
А. В. Ракевич и др., гигиены детей и подростков — Н. В. Завгородная, В. Н. Литус, Н. Д. Колтунович, 
А. А. Малахова.

Почти одновременно с организацией РеспСЭС в 
1970 г. создано организационное отделение (в настоящее время отделение организационно-методической работы), которое долгие годы возглавляла Л. А. Савченко. Много лет отдали этой работе Н. П. Никифоренко, 
Д. Ф. Захаренко и др.

Укрепляется материально-техническая база санитар­но-гигиенической лаборатории: дополнена токсикологи­ческой группой и виварием. На протяжении многих лет в этих подразделениях трудились врачи-гигиенисты — 
В. X. Заликман, В. И. Шестацкий, А. М. Шрамкова, 
Н. В. Камчатова, Г. П. Руднева, П. И. Десятик и др.

Становление республики как самостоятельного госу­дарства в постсоветский период, интеграция в единое эко­номическое пространство (Европейский Союз, Всемир­ную торговую организацию) требовали решения новых задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, которые до этого не входили в компетенцию ГСН:

— принятия основополагающих правовых и законода­тельных актов, регулирующих сферу общественных отно­шений в области санитарно-эпидемического благополу­чия населения;

— самостоятельного решения вопросов, связанных с санитарно-эпидемиологическим нормированием;

— гигиенической регистрацией и регламентацией про­дукции, товаров, услуг;

— решения вопросов минимизации последствий Чер­нобыльской трагедии;

— активизации профилактической работы по ВИЧ-ин­фекции;

— изысканию новых подходов в финансировании как через бюджетные, так и внебюджетные и трансфертные поступления.

В это время благодаря настойчивости и инициативе руководства впервые на государственном уровне подго­товлен и в ноябре 1993 г. Верховным Советом Республики Беларусь принят закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Это по сути знаковое событие было своевременно, чрезвычайно важно и актуально для всей системы санитарно-эпидемиологической службы


республики, которая до этого периода осуществляла свою деятельность на уровне подзаконных актов или докумен­тов, разработанных и принятых в бывшем СССР.

Основная организационная работа при подготовке за­конопроекта стала задачей специалистов РЦГЭ и в пер­вую очередь главного врача В. Г. Жуковского, заведующе­го отделом развития санитарно-эпидемиологической службы А. В. Рудяка, заместителя главного врача 
А. А. Маштакова.

Активное участие специалисты центра принимали также в подготовке проектов законов Республики Бела­русь «О здравоохранении», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О техническом нормиро­вании и стандартизации», «Об охране труда» и др., а в последующие годы в разработке и принятии ряда госу­дарственных и республиканских программ: «Здоровье народа», «По формированию здорового образа жизни», «Качество», «Национальная программа мониторинга окружающей среды», «Дети Беларуси», «Чистая вода», «Преодоление пьянства и алкоголизма», «Профилакти­ка СПИД», Национального плана действий по гигиене окружающей среды и др.

Для развития законодательной основы деятельности санэпидслужбы центром подготовлен целый пакет доку­ментов, принятых на уровне правительства: «Положение об осуществлении государственного санитарного надзо­ра в Республике Беларусь», «Об осуществлении социаль­но-гигиенического мониторинга», «Об утверждении основ­ных направлений обеспечения населения качественны­ми и безопасными продовольственным сырьем и пище­выми продуктами», «О предупреждении заболеваний, свя­занных с дефицитом йода» и др.

Только за последние 10 лет специалистами при взаи­модействии с отделами гигиены, эпидемиологии и про­филактики Минздрава (Ф. А. Германович, А. К. Кожемякин, Г. Д. Лосева, В. В. Зенькевич и др.), науки (Н. И. Доста, 
И. А. Адамович, М. И. Круталевич), научными учреждения­ми системы государственного санитарного надзора раз­работано, переработано, адаптировано 5 законопроек­тов, 772 постановления Главного государственного сани­тарного врача Республики Беларусь, 524 нормативных до­кумента, из которых проведена гармонизация 135 межго­сударственных документов, принятых для государств, уча­стников СНГ.

По инициативе В. П. Филонова, возглавлявшего сани­тарно-эпидемиологическую службу республики с 1989 по 2002 г., по аналогии с Российской Федерацией центром с 1996 г. стал ежегодно издаваться в начале национальный, а позднее государственный доклад (ГД) «О санитарно-эпидемической обстановке в Республике Беларусь».

В текущем году ГД опубликован в одиннадцатый раз и по прошествии десятилетия видно, что цель подобного издания — доведение достоверной и полной информа­ции о санитарно-эпидемической обстановке в республи­ке до широкого круга медицинской и научной обществен­ности, специалистов различных отраслей народного хо­зяйства — не изменилась. Учитывая высокий государ­ственный статус подобного рода документа, концепция подготовки ГД всегда формируется исходя из задач, сто­ящих перед органами и учреждениями, осуществляющи­ми государственный санитарный надзор в республике и в целом системой государственного санитарного надзора.

Руководство Минздрава и санитарно-эпидемиологи­ческой службы в эти годы предпринимало активные шаги


по усилению роли ГСН, республиканского и территори­альных ЦГЭ и созданию ряда структур и подразделений, через которые реализовывались прогрессивные направ­ления в практической деятельности.

Из года в год практическое и лабораторное звено цен­тра все шире начинает использовать в своей работе кор­поративные и локальные автоматизированные информа­ционные системы (АИС), автоматизированные рабочие места. В систему делопроизводства и документооборота внедрена электронная почта (E-mail), компьютерный кон­троль исполнения служебных документов, контрактная форма найма на работу. На рубеже двух тысячелетий центр получил доступ и выход в глобальную мировую сеть Ин­тернет (1999).

На сегодняшний день практически каждый специалист центра имеет полностью автоматизированное рабочее ме­сто, свой электронный почтовый ящик, выход в Интернет.

На базе центра совместно с БелЦМТЭ и Гомельским бюро системного программирования создан серверный центр, начата разработка пакета базовых программ по созданию единой корпоративной АИС, системы управле­ния ГСН с использованием INTRANET-технологий. Создан и функционирует свой Интернет-сайт, на котором разме­щается оперативная и нормативно-правовая информа­ция, перечень совершаемых административных процедур, прейскуранты цен на оказание платных услуг.

Создаются такие новые подразделения, как отделение санитарного законодательства и нормирования, социаль­но-гигиенического мониторинга, при формировании кото­рых был учтен опыт Российской Федерации. Совершенству­ются существующие подразделения лабораторного отдела (группа индивидуального дозиметрического контроля, ла­боратория электромагнитных полей и других физических факторов, микробиологическая референс-лаборатория, отделение аккредитации, метрологии и стандартизации).

Серьезным испытанием, как для сотрудников центра, так и для всей республики, явилась катастрофа на Черно­быльской АЭС.

Следует отметить работу, проведенную в этот период специалистами центра: А. Г. Кондратьевым, 
Н. П. Никифоренко, А. Ф. Кардашом, Г. А. Асташко, 
Н. Ф. Махотиной и др., которые целенаправленно занимались расширением сети радиометрических лабораторий санэпидучреждений, их дополнительным техническим оснащением и кадро­вым усилением.

В связи с возникшей опасностью проникновения и дальнейшего распространения в республике ВИЧ-инфек­ции организованы первые лаборатории по диагностике и скринингу населения. В 1989 г. создан Республиканский, а с 1990 г. и областные центры профилактики СПИД. По­зднее произошла реорганизация Республиканского цент­ра СПИД, впоследствии ставшего структурным подразде­лением РЦГЭ. У истоков этой работы стояли А. Ф. Бабин, Н. Д. Коломиец, В. А. Глазовский, Л. А. Мелешко, которые с начала 90-х годов большое внимание уделяли оказа­нию организационно-методической помощи министер­ствам, ведомствам, учреждениям по организации профи­лактических и противоэпидемических мероприятий. При их непосредственном участии разработаны и с успехом реализованы государственные программы профилакти­ки ВИЧ-инфекции.

Неотъемлемым и важнейшим этапом работы на про­тяжении всей истории становления центра как ведущего санитарно-эпидемиологического учреждения республики было распространение медицинских и гигиенических зна-


ний среди населения, оказание организационно-методи­ческой и практической помощи санитарно-эпидемиологи­ческим учреждениям на местах. После реорганизации Рес­публиканского центра здоровья был создан отдел обще­ственного здоровья. В этой связи с благодарностью следу­ет вспомнить Е. Г. Мильнера, Е. С. Чижикова, 
В. В. Смыс­лова, И. Н. Тюхлову, В. А. Крайнего, 
А. С. Секача, в разные годы стоявших у руля и организовывавших это направле­ние не только в центре, но и в санэпидслужбе. Сегодня отдел здорового образа жизни является источником фор­мирования у населения системы взглядов, направленных на выбор здорового образа жизни, воспитания потребнос­ти и готовности его повседневной реализации.

На современном этапе перед государственными орга­нами власти и управления поставлена задача сохране­ния и укрепления здоровья нации, снижения уровня смер­тности, увеличения продолжительности жизни и преодо­ления демографического кризиса в стране.

В своем послании к парламенту и белорусскому наро­ду на 2008 г. Президент Республики Беларусь 
А. Г. Лука­шенко подчеркнул, что за последние годы в государстве сформированы основные приоритеты социально-эконо­мической политики, определяющие качество жизни бе­лорусских граждан. При этом одним из факторов нацио­нальной безопасности остается охрана здоровья насе­ления. Не случайно в Республике Беларусь этот год на­зван «Год здоровья».

Актуальна для Республики Беларусь резолюция гене­ральной Ассамблеи ООН, принятая в 2007 г., в которой подтверждена необходимость в связи с проведением Международного десятилетия действий «Вода для жиз­ни» (2005—2015) обращать особое внимание не только на вопросы водных ресурсов, но и вопросы санитарии, а также на безусловное исполнение Национальной про­граммы демографической безопасности Республики Бе­ларусь на 2007—2010 гг., государственной программы по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007—2010 гг., про­филактики ВИЧ-инфекции на 2006—2010 гг., президент­ской программы «Дети Беларуси» на 2006—2010 гг. и дру­гих программ и планов, государственным заказчиком или исполнителем которых является Министерство здравоох­ранения Республики Беларусь.

В связи с этим наиболее перспективными направле­ниями деятельности Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья являются:

— планомерная и взвешенная политика в области оп­тимизации структуры санитарно-эпидемиологической службы, центров гигиены и эпидемиологии, лабораторно­го звена для должного функционирования государствен­ного санитарного надзора, сочетающих в своей основе современные санитарно-технические и технологические требования, финансирование и кадровые ресурсы;

— повышение практической значимости, имиджа цент­ров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья за счет усиления, ужесточения надзорных и контрольных функ­ций, предоставленных государством в полном соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, регулирующим общественные отношения в сфере санитар­но-эпидемического благополучия населения с предостав­лением свободного доступа населения к информации по санитарно-эпидемиологическому законодательству;

— совершенствование эффективности форм и мето­дов подбора, работы с потенциальным кадровым резер­вом, оценка его деятельности, координация служебного


продвижения специалистов, зачисленных в кадровый ре­зерв;

— своевременное рассмотрение обращений граждан на основе индивидуального, компетентного и вниматель­ного подхода к каждому поступившему обращению, исклю­чение фактов бюрократизма и волокиты при их рассмот­рении, повторных обращений в вышестоящие государ­ственные органы управления и контроля;

— развитие системы социально-гигиенического мони­торинга на основе оценки рисков факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное влияние на здоро­вье населения, как основного механизма в управлении санитарно-эпидемической ситуацией в республике, в том числе за счет снижения «контролирующей нагрузки» на субъекты хозяйствования, реализации местных и терри­ториальных целевых программ и проектов;

— проведение исследований по выявлению взаимо­связи «заболеваемость населения — качество питьевой воды» на основе современных новых методов контроля, санитарно-эпидемиологического анализа и прогноза;

— изучение причинно-следственных связей влияния вредных факторов производственной среды на состояние профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости и разработка комплекса оздоровитель­ных мероприятий с конкретной адресной привязкой;

— решение вопроса улучшения качества питания де­тей в учреждениях образования, в первую очередь вы­полнение норм питания за счет использования всех воз­можных источников дополнительного финансирования;

— недопущение превышения норм максимальной не­дельной учебной нагрузки учащихся общеобразователь­ных учреждений, сокращение объема школьных про­грамм и учебников, переиздание учебников в соответствии с гигиеническими требованиями;

— поиск новых форм физического воспитания учащих­ся с возможностью свободного выбора видов физкультур­ных занятий и спорта;

— повышение санитарно-эпидемической надежности предприятий пищевой промышленности, особенно пред­приятий — изготовителей детского питания;

— продолжение внедрения системы ХАССП (по уров­ню и режиму критических точек) на предприятиях пище­вой промышленности;

— проведение комплексного эпидемиологического надзора (биомедицинские и поведенческие исследова­ния) с целью изучения распространенности ВИЧ-инфек­ции и присутствия факторов поведенческого риска среди уязвимых групп населения;

— расширение медицинской и психологической помо­щи людям, живущим с ВИЧ/СПИД, детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, и родителям ВИЧ-экс-понированных детей;

— достижение 70%-го охвата молодых людей профи­лактическими программами по ВИЧ/СПИД;

— эпидемиологический надзор за наиболее актуаль­ными и значимыми для республики инфекционными за­болеваниями с целью их предупреждения, пресечения и профилактики;

— разработка и внедрение в практическое здравоох­ранение современных методов и средств диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, развитие отечественного производства препаратов для диагностики и профилактики инфекционных заболеваний;

— поддержание высокого уровня охвата профилакти­ческими прививками детского и взрослого населения, со-


вершенствование календаря профилактических прививок, контроль за обеспечением организаций здравоохранения иммунобиологическими лекарственными средствами;

— контроль за мероприятиями по приведению орга­низаций здравоохранения в должное санитарно-техничес-кое состояние, отвечающее современным стандартам;

— оптимизация государственного санитарного надзо­ра за негосударственными организациями здравоохра­нения по приведению их в соответствие с требованиями санитарных правил, выдача заключений для лицензиро­вания только при наличии условий для безопасного осу­ществления медицинской деятельности;

— дальнейшее совершенствование мониторинга за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде, использование экспресс методов ДНК-диагностики в эпиднадзоре за инфекциями, в том числе при угрозе несанкционированного применения био­логических агентов;

— координация работы заинтересованных мини­стерств и ведомств по профилактике и борьбе с зооант-ропонозными инфекциями (птичий грипп, бешенство) в Республике Беларусь;

— переход на внедрение передовых экспресс-мето­дов, современных лабораторных технологий с целью обес­печения полного контроля качества лабораторных иссле­дований;

— реализация комплексных планов переоснащения лабораторного звена, прежде всего областного и зональ­ного уровней;

— организация и проведение широкомасштабных ак­ций по формированию престижа здорового образа жизни среди населения;

— совершенствование информационно-образователь­ной системы в сфере охраны здоровья для удовлетворе­ния спроса населения на информацию о здоровье и спо­собах его сохранения и укрепления;

— создание условий для приобретения навыков здо­рового образа жизни, предусматривающих моральное и материальное стимулирование работников, ведущих здо­ровый образ жизни;

— содействие формированию моды на здоровый об­раз жизни, популяризация культуры здоровья среди мо­лодежи;

— организация работ по гармонизации санитарных правил, норм и гигиенических нормативов Республики Беларусь и Российской Федерации, внедрение в практи­ческую деятельность санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь новых санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, касающихся деятельно­сти малого и среднего бизнеса;

— активное развитие и углубление международного со­трудничества со странами ближнего (Российская Федера­ция, страны СНГ, ЕврАзЭС) и дальнего зарубежья в сфе­ре санитарно-эпидемического благополучия населения, Глобальным фондом по профилактике ВИЧ/СПИД.

За каждым этапом становления РЦГЭиОЗ всегда сто­яли люди, выдающиеся и скромные, преданные благород­ному и такому нелегкому делу профилактической меди­цины. Ни жизнь, ни время не стоят на месте, поэтому про­исходящие в нашем обществе изменения требуют к себе пристального и критического внимания, рассмотрения для последующего четкого и безусловного выбора места гиги­енической науки и ее практического звена, одним из ко­торых выступает РЦГЭиОЗ, в решении вопросов по сохра­нению и укреплению здоровья нации.

Журнал Здравоохранение10-2008/С.77-80

hist.jpg